uchenik_lrc (uchenik_lrc) wrote in rosicrucianum,
uchenik_lrc
uchenik_lrc
rosicrucianum

Categories:

Плотин: Единое, Ум, Мировая душа

В первые три века нашей эры человечество получило мощнейший духовный импульс. В это время появляются многочисленные новые школы, религиозные и философские учения. Одним из проявлений этого импульса стало учение Плотина (204-270).
Plotinus
О Плотине мы знаем очень мало, поскольку этот античный мыслитель не любил говорить о себе и не раз подчеркивал, что призван только указывать на истинную мудрость, которая сокрыта в самих людях и которую они способны познать сами. Поэтому Плотин не учил от себя, он вообще, по его же словам, ничему не учил, а лишь побуждал людей к самопознанию и подсказывал, как оно возможно. Самопознание для Плотина ¬– это познание Бога, возвращение к Которому мыслитель считал истинным назначением человека.

Почему Плотин говорит о возвращении? Для философа человек – это больше, чем рожденное в физическом мире существо:

«Прежде нашего рождения мы обитали свыше: мы были людьми, индивидуально определенными, и даже Богами, чистыми душами».

Истинный человек - божественное творение, совершенное существо, созданное, чтобы жить в вечной любви и единстве с Единым. Этот божественный человек был призван к счастью и радости. Трагедия, произошедшая в высших сферах, разрушила это единство, поэтому произошло падение, погружение человека в материю. То, что совершили павшие души, Плотин называет "безрассудством" и "дерзостью". Но путь к Единому, к их вечному Истоку, остается для них открыт, несмотря на их плачевное состояние. Мир, в котором мы пребываем - это последняя точка эманации Божества, точка надира. Это значит, что ниже материи падать уже некуда. Сравнивая мир Единого и наш, диалектический мир, Плотин говорит:

«Мир истинно-сущего — всеобъемлющий, мир же видимый — лишь его подобие».

PlotinusНо даже здесь, в этом карикатурном мире, закон и сила эманации не оставляют своего творения - с любовью, прощающей и растворяющей в себе все ошибки, Бог призывает Своих детей назад.

Что нужно сделать, чтобы вернуться в высшие сферы? Плотин отвечает кратко:

«Сбрось с себя все».

Что это значит?

«Чем более душа стремится ввысь, тем более забывает о земном ... если душа желает быть там, то еще будучи здесь, на земле, она отказывается от всего остального».

Человек, желающий вернуться к Единому, прежде всего должен перестать ассоциировать себя только с физическим телом. Ведь тело – темница души. На пути к Богу человек должен постепенно освободить свою душу, открывая замки и разрушая цепи, привязывающие ее к материи. По мере продвижения по этому пути в нас постепенно просыпается осознанность, и теперь мы смотрим на мир не как привычную и единственно возможную реальность, но как на область, где совершается наше возвращение. Мы не можем вернуться назад, лишь пожелав этого. Ведь мы повреждены, искалечены последствиями нашей ошибки, и если мы вступим в изначальное поле вечной жизни в таком состоянии, то просто сгорим. Поэтому мы должны измениться и подготовить свою душу к возвращению в вечность, освободить ее и дать ей раскрыться в нас. В этом процессе наше "Я", наша смертная земная сущность, служит отправной точкой, инструментом души, ее покорным слугой.

«Мудрец заботится о своем земном «я» и мирится с ним, пока это возможно; так поступает музыкант со своей лирой, пока она не вышла из строя. Если лира приходит в негодность, он берет другой инструмент или отказывается играть на лире, перестает ею пользоваться, потому что у него есть другие занятия кроме лиры. Он кладет ее на землю. Он больше не смотрит на нее. Он поет без аккомпанемента. Однако вначале инструмент был дан ему не с праздной целью. Он часто на нем играл».

Прежде, чем сможет воскреснуть Душа, в нашем микрокосмосе господствует земная личность, делающая это воскресение возможным. По мере того, как в нас пробуждается истинная духовная природа, наше "Я" постепенно отступает, земная "лира" нам становится нужна все меньше и меньше. Теперь человек не просто верит в Бога, он знает, что Бог есть, потому что реальность Его бытия явлена и ощутима в нем самом. Сам Плотин пишет об этом так:

«Часто я пробуждаюсь от своего тела к себе самому; я становлюсь недосягаем для внешнего мира, я внутри себя; я вижу красоту, исполненную величия; тогда я верю: я прежде всего принадлежу к высшему миру; жизнь, которой я живу в эти моменты, — лучшая жизнь; я сливаюсь с Божественным, живу в нем; достигнув этого высшего взлета, я останавливаюсь; я возвышаюсь над любой другой духовной реальностью; но после этого отдохновения в Божественном, опускаясь от интуиции до рефлексии и рассуждения, я спрашиваю себя: как я мог и раньше и вновь пасть так низко, как могла моя душа оказаться внутри тела, если, даже находясь в этом теле, она такова, какой мне предстала?»

Человек, идущий по пути освобождения, уже здесь, в земной жизни, ощущает неземную радость и любовь. Это его любовь к Богу и любовь Бога к нему, наполняющая все его существо, это свет, живущий в сердце и излучающийся в мир, это блаженство, превосходящее всякое представление. Это то, что у нас никто не может отнять, то, выше и ценнее чего в этом мире не существует ничего.

На этот всегда открытый для нас путь призывал искателей Плотин, закончивший свои «Эннеады» словами:

«Таков путь богов, таков же и путь божественных и блаженных мужей: отрешение от всего земного и тленного, жизнь, далекая от чувственных удовольствий, устремленность души к одному только Богу...»

Перед тем, как освободиться от физического тела, философ произнес слова, записанные его ближайшими учениками:

«Старайтесь возвести то, что есть божественного в вас, к божественному во всем».



Tags: познание мира
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments