uchenik_lrc (uchenik_lrc) wrote in rosicrucianum,
uchenik_lrc
uchenik_lrc
rosicrucianum

Category:

Катары. Часть II – Ритуалы и практики

Духовный путь катаров начинался с очищения.

Устремлённый человек должен был очистить своё сердце от эгоистических чувств, эмоций, желаний, а голову – от ограничивающих мыслеобразов и иллюзий, то есть освободиться от всего, что привязывало его к земной природе и мешало духовному прогрессу.

На этой основе он совершал в себе фундаментальный поворот, и в нём начиналось “ткание световых одежд”, что означало строительство внутри его старой формы тела Божественного человека.

Символом этого тела являлась чаша Грааля, которую катары искали не вовне, как это делали многие, а в самих себе. То есть они сами становились живой чашей Грааля, в которую могли принимать излучаемый Духом Свет.

Их практика включала в себя три важнейших составляющих: эндуру и два основных ритуала – глубоко осознанное обращение к молитве “Отче наш” и таинство “Консоламентум”.

Эндура – основа учения катаров. Это окситанское слово переводится как “пост”, а также “выдерживание” или “выстаивание”. На практике эндура означала осознанное растворение небожественной сущности человека силой Духа, которому он открывался.

Полной аннигиляцией всего, что в человеке есть от этой падшей природы, преодолевалось господство в нём смертного, небожественного начала, и возрождался истинный Человек – такой, каким его задумал Бог.

У катаров эндура имела как материальный, так и нематериальный аспекты.

В материальном смысле эндура была практикой сведения потребностей тела к естественно необходимому минимуму, чтобы освободиться от бренных удовольствий, которые пленяли чувства и разум.

В нематериальном значении это был процесс, в результате которого присутствующее в человеке в спящем состоянии его истинное "Я" пробуждалось, а инстинкты, желания и мысли, привязывавшие ученика мистерий к так называемым ценностям этого мира, постепенно теряли силу.

Катары стремились восстановить связь с Божественным Царством прежде, чем смерть материального тела отнимет у них такую возможность. Они полагали, что обрести эту связь с Богом человек способен только при жизни.

Ученик мистерий, который переживал эндуру, освобождался от господства материи над душой. Однако для выполнения своего задания в земном мире он продолжал использовать это тело до последнего момента, до его естественной смерти. Так что осуществление эндуры требовало в буквальном смысле непоколебимой выдержки и высокой степени устремлённости на пути, чтобы, всё ещё испытывая мирские желания и подвергаясь искушениям, не позволять этим силам властвовать над собой.

Молитва «Отче наш»

При подготовке к молитве "Отче наш” внимание верующего направляли на то, чтобы он в своём существе осознавал препятствия, мешающие пробуждению в нём Духа, и шаг за шагом их устранял.

Устранять следовало не только желания, мысли и порывы, противоречившие духовному порядку, но и потребность осуждать или критиковать кого-либо. Верующий осознавал, что истинное "Я" могло развиваться, только если он отказывался от упрёков к своим ближним и прощал их в самой глубине своего сердца.

Очевидно, что катары воспринимали молитву "Отче наш" как краткое обобщение всего мистериального пути. В трёх первых строках молитвы ученик выражает желание, чтобы духовный мир снова поселился в нём, и власть над ним чувственного мира была бы сломлена. Далее он призывает силы Духа, чтобы иметь возможность действовать в них и через них.

И для этого выбирает не земную пищу, а духовную: «Хлеб наш духовный дай нам на сей день», – так катары произносили эту строку молитвы. А её заключительные слова ставят ученика перед целью его пути: войти в небесное Царство, где нет никакой нужды, а царит всеполнота Духа.  

Консоламентум

Если верующий ясно осознавал смысл пути, представленный молитвой "Отче наш", ему задавали вопрос: готов ли он взять на себя и исполнять задание – жить по правилам и обязательствам, принятым в Братстве катаров, то есть в скромности, смирении, правдивости и других добродетелях? Если он соглашался и успешно вёл такую жизнь в течение длительного времени, тогда ему предлагали пройти через таинство Консоламентум.

При подготовке к этому ритуалу ученик продолжал направлять и упорядочивать свою жизнь, осознавать ход своего развития на пути и внутренне готовить себя к заданиям, которые его ожидали. Слово «Консоламентум» буквально означает «утешение».

Дух – это Утешитель, то есть сила, которая снова связывает человека с жизнью в Духе. Консоламентум – это духовное крещение, после которого кандидат начинает принимать передаваемую ему духовную силу и с её помощью может окончательно порвать с силами низшей, земной природы.

Известный французский исследователь катаризма XX века Люсьен Жюльян в книге «Катары и катаризм» пишет следующее:

«Огромная ценность катарской религии состоит в существенной заботе о внутреннем совершенствовании, которое катары называли “тканием световых одежд”. Только этот Свет позволяет нам снова взойти к Духу.

Этапы этого внутреннего совершенствования проявляются во всё возрастающем альтруистическом социальном поведении, поведении, которое свободно от равнодушия и эгоизма и всё более пропитывается любовью».    

После принятия Консоламентума и периода времени, достоверно свидетельствовавшего, что кандидат исполняет взятый обет в повседневной жизни, он становился парфаитом (или перфектом), то есть Совершенным, и возвращался в мир с новым заданием – нести людям мудрость мистерии.

Жизнь Совершенных была полной противоположностью жизни монахов и созерцателей, уходивших от мира в молитвенную аскезу. Катарские Совершенные жили среди народа.

Образно говоря, они жили на рабочем месте и потому очень хорошо знали все социальные и экономические проблемы людей. И хотя они представляли организацию, но, в отличие от католической церкви, их организация не имела ни доли в феодальной иерархии, ни обширных поместий и строений и не осуществляла никакого контроля над населением.

Совершенные выполняли друг для друга и для верующих священнические обязанности.

Катары считали себя Истинной Церковью, или Церковью Духа, которая построила внешнюю организацию для реализации своей цели. Их богослужения представляли собой проповеди для верующих и других слушателей. Нередко их проводили на природе или в жилищах Совершенных и верующих.

Только когда католическая церковь начала преследовать катаров, они стали проводить свои службы в укромных местах, часто в пещерах, которых в отрогах Пиренеев было множество.

Самой известной из пещер, где собирались катары на богослужения, была пещера Ломбрив в долине реки Арьеж. Она представляла собой настоящий огромный собор с боковыми ответвлениями, сталактитами и водоёмами. И в её сакральном пространстве звучала молитва катаров:


Святой Отче, справедливый Бог Добра,

Ты, Который никогда не ошибается,

не лжёт и не сомневается,

и не боится смерти в мире бога чужого,

дай нам познать то, что Ты знаешь,

и полюбить то, что Ты любишь,

ибо мы – не от мира сего, и мир сей – не наш.


Продолжение следует ….

Tags: Гностическое наследие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments