uchenik_lrc (uchenik_lrc) wrote in rosicrucianum,
uchenik_lrc
uchenik_lrc
rosicrucianum

Categories:

Философия Свободы

berdyaev1Николай Бердяев (1874-1948) – один из самых известных представителей русского духовного Ренессанса ХХ века. Его наследие – настоящая духовная сокровищница, богатства которой доступны для нас, как ни для кого другого. Мы можем читать его труды в оригинале, и нам может быть очень близко и понятно то, что писал наш соотечественник, человек нашей культуры. Обращение к своим духовным корням всегда очень плодотворно для ищущего человека. Поэтому в этом обзоре мы предлагаем обратиться к одной из многих книг Бердяева, – к книге «Философия свободы».

Работа эта, действительно, посвящена свободе – свободе, понятой не как философская категория, но как реальность, как онтологический принцип, как основа всего, как начало и конец всего. Философия же, согласно Бердяеву, есть не спекуляция на отвлеченные темы, а реальный практический духовный путь. И «Философия свободы», таким образом, – это книга о том, как может быть пройден путь из оков материи к освобождению Духа.

Существует «первичная», «несотворённая» свобода, которая предоставлена человеку. На такое понимание Бердяевым свободы, несомненно, повлиял Якоб Беме с его учением о безосновной свободе. Как и немецкий мистик, Бердяев пишет о том, что эта иррациональная свобода внесла в божественный мир разлад. Она породила гордыню, желание человека занять место Господа.

Эта свобода, которую Бог не мог и не желал ограничивать, привела к отпадению человека от своего божественного Истока, результатом чего стало рабство в земном мире, объективация Духа.

Изначальный единый Дух оказался разделен и пребывает отныне в материи, в бесчисленном количестве павших микрокосмосов, в людях, ослепленных грехом индивидуации и последствиями злоупотребления данной им свободы.

Мир объективации, то есть наш земной мир, – это не истинная реальность, но лишь символическая, отдаленно указывающая на божественный мир. Истинная и изначальная реальность духовного мира заслонена символами, иллюзиями и миражами мира павшего. Поэтому Бердяев пишет, что в момент распри Творца и творения бытие «заболело тяжкой болезнью»:

«Грехопадение совершилось предвечно и предмирно, и из него родилось время - дитя греха и данный нам мир - результат греховности».

«В грехопадении произошло смешение бытия с небытием, истины с ложью, жизни со смертью, и история мира призвана Провидением разделить эти два царства, действительное и призрачное».



«Человечество, и за ним и весь мир порабощены злом, попали во власть необходимости, находятся в плену у диавола».

berdyaev2Итак, согласно Бердяеву, существуют два мира, две реальности. Свобода, Дух, Бог противостоят необходимости, объективации, земному миру. По словам Бердяева, в нем всегда жила «влюбленность в высший мир», а к «низинному миру – только жалость», к миру, который есть лишь объективация Духа, не есть «подлинное бытие, не есть первореальность». Перед нами – чисто гностическое мировоззрение. Был ли Бердяев гностиком? Несомненно. И это не наше предположение: «христианский Гнозис» – так называл свою философию сам мыслитель. Более того: «В последней глубине христианская вера есть Гнозис», утверждает он. Бердяев относился с недоверием к гностицизму раннему, античному, но Гнозис как таковой, Гнозис как силу Любви Христа он называл единственным проводником к Истине, Свободе и Богу.

«Только христианская метафизика утверждает реальность бытия и реальность путей к бытию, постигает великую тайну свободы, ни на что не разложимой и ни к чему не сводимой ... Лишь в мистическом гнозисе христианства все это дано и нигде более. Христианский гнозис приводит к трансцендентному реализму, к конкретному персонализму, к философии свободы. Свобода, прежде всего свобода – вот душа христианской философии».

Наш павший мир – не «наказание» Бога, а последствие нашей же свободной воли. Именно злоупотребление свободой привело к отделению от истинного замысла творения. Но это отпадение не уничтожило связи с Ним, и возвращение в мир истинный, подлинно реальный, всегда остается возможным. Однако мы не можем вернуться к Отцу также свободно и легко, как отдалились от Него:

«После грехопадения человек не может уже свободно, своими естественными человеческими силами спастись, вернуться к первоисточнику бытия, так как не свободен уже: природа его испорчена, порабощена стихией зла, наполовину перешла в сферу небытия. Свобода должна быть возвращена человечеству и миру актом божественной благодати, вмешательством самого Бога в судьбы мировой истории. Промысел Божий и откровение Божие в мире - не насилие над человечеством, а освобождение человечества от рабства у зла, возвращение утерянной свободы».

«…весь мир, весь природный порядок есть замкнутое помещение, в котором закономерно действуют данные в нем силы. Эти силы не могут имманентно себя перерасти, создать чудесное. Но в замкнутое помещение нашего мира могут прорваться силы иного мира, силы божественные, благодатные. Тогда произойдет чудо».


Это чудо и есть Гнозис – Сила, разрубающая все оковы и цепи.

«Полный и окончательный гнозис есть само бытие, полнота бытия, обладание подлинными реальностями...»

Именно Гнозис делает возможным преодоление космической трагедии, в результате которой мы оказались рабами этого мира. В этом и есть смысл истории, смысл жизни – в освобождении из мира, в избавлении от объективации.

berdyaev3Рано или поздно настанет «конец истории» и человечество вступит в Иной мир, находящийся за пределами времени и пространства, мир Духа, Царствие Божие. Это Царствие, этот уготованный нам мир не находится, по Бердяеву, в отдаленном будущем, он вообще не пребывает во времени, он вечен и может в любой момент соприкасаться с нашим миром, желая спасти заблудившихся в нем.

«Лживый, призрачный мир есть зло и небытие; он не должен иметь защиты, он достоин лишь огня. Но весь истинный, реальный мир спасется, ничто в нем не погибнет. … Мир спасется во всей полноте своего бытия, но то, что есть небытие в мире, но мир лживо-призрачный спастись не может и не должен, может лишь сгореть».

«...человеку предоставлена свобода выбора, от него ждут подвига веры, подвига вольного отречения от разума этого мира и от смертоносных сил этого мира во имя разума большого и сил благодатных и спасающих. … необходимо освободиться от исключительной власти этого мира, от гипноза царящих в нем смертоносных сил».


Бог для Бердяева – не Господин, к которому обращаются рабы. Бог – Освободитель от рабства мира, действующий через свободу и ради свободы. Ради истинной свободы, в которой можем пребывать мы все!

В предисловии к книге «Философия свободы» Бердяев пишет, что свободу нельзя из чего-либо вывести – в ней можно лишь изначально пребывать. Точно также и божественную истину нельзя из чего-либо вывести – можно лишь стать достойным ее достижения. И все мы, заключенные в мире времени и смерти, призваны к этому, призваны к совершенной жизни в Свете, призваны к свободе, которая будет дарована освобожденному из плена материи человеку.

berdyaev7


Tags: познание мира
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments