uchenik_lrc (uchenik_lrc) wrote in rosicrucianum,
uchenik_lrc
uchenik_lrc
rosicrucianum

Category:

Гностическое христианство

gnosticheskoe_hristianstvo1Представление «о двух мирах» – ключевая идея изначального христианства.

По историческим причинам официальная церковь отвергает ее, а христианское богословие стремится избегать любого упоминания о дуалистических евангельских мотивах. Эта идея, эта истина о существовании двух порядков, двух царств - божественного мира и «царства кесаря», конечно, является гностической. Как известно, церковь сделала гностицизм своим врагом и потому должна была искоренить всякое о нем напоминание. Именно это искажение и произошло в ходе формирования современной догматики и официальной церкви, искажение, корень которого – в противопоставлении христианства и гностицизма.

Но для того, чтобы осознать гностическую суть христианства, понимаемого как изначальное откровение, данное людям через Иисуса Христа, а не как совокупность теологических конструкций, достаточно самостоятельного знакомства с текстом Нового Завета – знакомства непредвзятого и свободного от навязанных традиций толкования. Вы должны отбросить все навязанные вам линзы, через которые вы привыкли читать Библию. Это новое знакомство, вдумчивое прочтение и собственное размышление, личное внутреннее переживание строк Писания к осознанию того, что смысл Евангелия, «благой вести», заключается именно в том, что, хотя и существуют два мира – мир природный и божественный – но непроходимой пропасти, разделяющий их, нет. Именно на это указывает все учение Иисуса, Своей жизнью показавшего путь возвращения в Царствие Отца из стихии греха и погибели.

В Новом завете мы отчетливо видим противопоставление «мира сего» и Царствия Божия, «Духа» и «плоти». Христос пророчествует о ненависти, с которой сталкиваются его последователи подобно тому, как ненавидим был и Он Сам (Ин. 15:18-19), поскольку Царствие Его «не от мира» (Ин.18:36), и говорит о том, что мир сей не знает Духа истины и не может его увидеть (Ин. 14:17), но ученики Его избраны от мира и потому могут этот Дух воспринять.

В разговоре с книжниками Иисус произносит: «вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин.8:23), а в проповеди ученикам говорит: «Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин.12:25). В диалоге с Никодимом Спаситель говорит о необходимости рождения свыше, ибо «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6). Ясно свидетельствуют о противоположности мира Божиего и земного и апостолы. Так, Павел пишет: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога»( 1 Кор. 2:12).

Мы можем ясно видеть, что земной мир противопоставляется в христианстве Божественному Царствию. Первый – мир, где властвуют время, боль и страдание, где правит «князь мира сего». Иной мир – Царствие Божие, вечное, незыблемое, исполненное любви. Эти миры не только противопоставлены: «сей мир» оказывается темницей для изначального, божественного человека. Иисус указывает на необходимость освобождения от мира «сего» и осознание его удаленности от Бога, чтобы стало возможно обращение к Царствию и чтобы мог быть начат путь, ведущий к обновлению и возвращению в изначальный Божественный мир.

Если человек по-настоящему ищет Истину, то ее не скрыть от него никакими хитростями толкователей, никакими богословскими софизмами. Однако мы привели эти цитаты не для того, чтобы начать очередной богословский спор. Утверждая принципиальную невозможность постижения сути этих строк Библии одним лишь интеллектом, мы призываем к внутреннему, духовному их переживанию. Человеку, желающему непосредственно воспринимать живое Слово, следует оставить все толкования, данные людьми, а также привычное и сформированное с годами понимание евангельского повествования. Тот, кто хочет постичь глубину христианства, должен оставить то, что не подтверждено его собственным внутренним опытом. К этому опыту нас призывает Иисус в своих словах: «Следуй за Мной».

gnosticheskoe_hristianstvo2Нам необходимо очистить свое восприятие от всех исторических и религиозных искажений. Это Слово необходимо принять не внешне, искусственно, но всем своим существом. Тогда, возможно, открытое сердце и непредвзятый ум смогут пробиться через горы исторического и догматического хлама к чистой истине.

Мы хотели бы вновь процитировать Евангелие и привести короткий стих, содержащий в себе суть этой Вести:

«Свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Как можно понять эти слова? Где источник этого Света? Почему он спускается во тьму и почему не рассеет ее?
Этот прекрасный стих, «гностический» по своей сути, просто и ясно говорит нам о милости Бога. Свет – божественная благодать, спускающая во тьму мира – тьму духовного ослепления, своеволия и индивидуализма. Свет непобедим, он недоступен для тьмы, непричастен ей, его природа – иная, чем природа тьмы.

Тьма не слышит его, не видит его и не воспринимает. Она также не рассеивается и не уничтожается им, поскольку с уничтожением ее были бы уничтожены те, ради кого Свет светит – то есть мы, причастные Свету и бесконечно любимые им.

Свет, исходящий от Бога, указывает нам путь к Нему. «Свет светит» – это не метафора. Свет, о котором говорит Библия – электромагнитное излучение из иного миропорядка, призывающее к возвращению тех, кто находится во тьме.

Изначальный человек ¬– искра Божественного замысла. Когда последняя искра, заточенная в сумрачном царствии князя «мира сего», разгорится и вернется к Истоку – всемогущему Свету, земной мир просто перестанет существовать в своем нынешнем виде, как темница. Но до срока Свет пребывает в мире всегда, и на самом дне бездны падения его сияние указывает путь всем, кто страдает во тьме.

Но люди, чьи глаза привыкли ко мраку и настроены на него, едва способны воспринимать его излучение, и даже непосредственно ощущая его, боятся и избегают его. Свет приносит боль, рушит иллюзии, не дает человеку покоя, призывая к поиску.

«В том состоит суд, что свет пришел в мир, но люди возлюбили тьму более, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин.3:18-19).

Полный любви к погруженному во мрак человечеству, Свет исходит из Царствия Божия как тихо зовущее излучение. Человека, реагирующего на него, он ведет к себе, постепенно выводя из темноты и подготавливая его глаза к прозрению.

Но почему мы, рожденные в материи, всецело принадлежащие ей, воспринимаем его? Ведь сказано, что мир «Духа истины не знает». Лишь потому мы можем воспринимать его, что носим в сердце то, что с ним одной природы. Свет пришел в мир, чтобы освободить то, что ему причастно.

Искры Света, происходящие из Иного Царствия – мы носим в себе как дети Бога. Свет, Гнозис, исходящий из него, спускается во тьму, чтобы помочь нам отрыть Свет в самих себе и вернуться к Источнику Света. Поэтому апостол говорит:

«Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет» (1 Посл. Петра 2:9).

Это то, к чему нас призывает изначальное гностическое христианство: стать царственным священством, самим стать Светом для тех, кто ищет Свет, своими делами прославлять его и Того, от Кого он исходит.
Свет Гнозиса сияет в бездне павшего мира от самого его начала и до его последнего дня. Свет неугасим. И пусть всем нам будет дано воспринять этот Свет, принять его освобождающее действие и сделаться причастным его благодати.

Гностическое христианство

--- *** ---

На эту же тему:
Гностицизм

Tags: Гностическое наследие, познание мира
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments