Петр подошел к этому необычному человеку, чтобы познакомиться с ним и больше узнать о нем. Человек, говоривший о жемчуге, был чужим в этих краях. Он обратился к Петру, назвав его братом и другом…

Услышав об этом, Петр спрашивает человека о пути, который может привести в этот чудесный город, то есть в Царствие Духа. При этом он иносказательно говорит: «мы чужестранцы и служим Богу». Здесь мы вновь встречаемся с гностическим мотивом странничества, мы понимаем, что пилигримы на пути в Отчий дом – чужие в этом мире. Литаргоил – так представился человек, говорящий о чудесном городе – отвечает Петру о трудностях пути.
«Никто не способен идти по пути, кроме единственного, того, кто откажется от всего, что имеет и постится ежедневно из этапа к этапу. Для многих - разбойники и дикие звери на том пути. Того, кто несет хлеб с собой на пути, черные собаки убьют из-за хлеба. Тот, кто несет дорогую одежду мира с собой, разбойники убьют из-за его одежды. Того, кто несет воду с собой, волки убьют из-за воды, так как они измучены жаждой. Того, кто беспокоится о мясе и зеленых овощах, львы съедят из-за мяса. Если он избежит львов, быки пожрут его из-за зеленых овощей».
Мы ясно видим, что решение встать на духовный путь предполагает готовность отказа от земных благ. Слова Литаргоила созвучны евангельским словам Христа: «Оставь все и следуй за Мной». Впрочем, когда далее мы узнаем, кем является Литаргоил на самом деле, мы поймем, что в этом сходстве нет ничего удивительного.
Петр, услышав ответ о трудностях пути, становится грустен:
«Когда он сказал эти слова мне, я тосковал внутри себя, говоря: "Большие трудности на пути! Если бы только Иисус дал нам силу пройти это!" Он смотрел на меня, поскольку лицо мое было грустно и я тосковал. Он сказал мне: "Почему ты печалишься, если ты в самом деле знаешь это имя «Иисус» и веришь ему? Он великая власть для получения силы».

Петр и другие апостолы отправляются в город, на который им указ Литаргоил. Направляясь в путь, они оставили, как это было велено, всё, и разбойники, волки и львы не причинили им никакого вреда.
Охваченные тихой радостью, они продолжали свой путь. На этом пути им является сам Литаргоил, что примечательно само по себе (мы понимаем, что Он не оставлял их все это время), и является в образе врача, что особенно символично. Врач призван лечить, и так как мы помним, что Деяния иносказательно описывают именно духовный путь, то речь здесь идет не о физическом, но о духовном исцелении человека.
Апостолы не узнают Литаргоила, тем не менее, это он, проповедник и посланник, сам о себе свидетельствующий как о «сыне великого царя». К этому моменту читатель, конечно, догадался, Кто такой Литаргоил на самом деле. И теперь Он окончательно открывается апостолам как Иисус.
«Литаргоил ответил: “Я хочу спросить тебя, кто дал тебе имя Петр?” Петр сказал ему: “Это был Иисус Христос, Сын живого Бога. Он дал это имя мне”. Он ответил и сказал: “Это я! Узнай меня, Петр”. Он развязал одежду, которая покрывала Его — ту, в которой Он изменил себя перед ними — открылся им в истине, что это был Он.
Мы распростерлись на земле и поклонились Ему».
Иисус дает ученикам целебные лекарства (под которыми следует разуметь духовные дары), чтобы ученики Его вернулись в город и исцеляли тех, кто верит в имя Его. Ученики Его отныне – врачеватели человечества, они лечат не тело – то, что принадлежит миру, но Душу, исцеление которой возможно только силою Христа.
Но как же быть с жемчугом, с духовным сокровищем, о котором шла речь в начале текста? Господь отвечает Петру: «О Петр, это было необходимо, чтобы вы поняли притчу, которую я говорил вам! Вы не понимаете, что мое имя, которому ты учишь, превосходит все богатства, и мудрость Бога превосходит золото, серебро и драгоценные камни?»

Мы надеемся, что читатель сочтет для себя полезным познакомиться с текстом Деяний и других писаний Наг-Хаммади, и от всего сердца желаем понимания их слов.