uchenik_lrc (uchenik_lrc) wrote in rosicrucianum,
uchenik_lrc
uchenik_lrc
rosicrucianum

Валентин Вайгель: Диалог о Христианстве

WeigelОбращение к изучению западной мистической традиции убеждает нас в ее полной духовной автономности и богатейшем содержании. Учение Валентина Вайгеля (1533-1588) является одним из камней в ее фундаменте.

Валентин Вайгель получил теологическое образование и был рукоположен в священники. Однако в рамки лютеранских догм он изначально не вписывался, со временем навлекая не себя все новые обвинения в ереси.

Тем не менее его мистическое учение было подлинно христианским, хотя и не могло быть в полной мере согласовано с лютеранским богословием (в том числе из-за сильного влияния алхимии, которое испытал Вайгель). В конце концов, сам Вайгель перестал стремиться к этому согласованию, начав открыто выступать против Лютера, не принимая авторитет догматизма и лютеранскую ортодоксию.

Валентин ВайгельОднако именно христианская церковь для Вайгеля – истинная церковь. Но под этой церковью он понимал не группу лиц, исповедующую один культ и крещеную по одному ритуалу. Христиане, учил он, могут принадлежать к разным церквям и школам, жить в разных уголках земли в различное время, в том числе и до рождества Иисуса. Все они принадлежат к единой Церкви, которая превосходит любые земные религиозные организации.

Сам Христос для Вайгеля – прежде всего внутренний Логос, божественный принцип в человеке, который «оказывается душе ближе, чем сама душа».

Можно сказать, что Христос воплощен в каждом человеке. Но только потенциально. Раскрыть в себе внутреннего Христа – такова конечная цель христианства. Ее достижение возможно благодаря самоотречению и «умиранию» ради Него. Эта мистерия внутреннего умирания, умирания природы ветхого Адама – основа учения Вайгеля. Ссылаясь на "Немецкую теологию", мистический трактат конца XIV века, и рейнских мистиков, он говорит о необходимости внутреннего опустошения для того, чтобы быть заполненным Богом.

Жизнь христианина – это умирание во имя воскресения и разрушение во имя созидания. Как говорил Таулер, к которому часто обращался Вайгель, «чтобы был огонь, дрова должны гореть». Чтобы в человеке пылал огонь Духа, наше «Я» должно стать для него «дровами».

Вайгель полностью согласен с этим: ветхий человек, наша самость (Selbheit) отступает, чтобы в человеке мог действовать Бог. Тогда в очищенной и возрожденной душе вновь вспыхивает огонь Христа.

Божественный принцип воплощается в человеке, открывающемся Ему и делающим себя Его храмом.

Поэтому именно человека Вайгель ставит в центр мира, определяя для него главное место в своей метафизике. Человек не есть создание только физическое – в нем есть астральное тело, а также его божественная суть, крупица неподвижного Царствия. Именно эта духовная частица делает человека сыном Бога, благодаря ей он причастен Божественному Царствию.

В трудах Вайгеля мы читаем о микрокосмосе человека, о двойственности нашего мира и возможности возвращения к Богу через преображение земной человеческой природы. В учении его, таким образом, содержатся все основные положения, служащие столпами Универсальной Мудрости.

Имя этого немецкого мистика сегодня забыто, хотя значительное влияние его идей испытали Беме, Лейбниц и Штайнер. Мы рекомендуем читателю найти возможность лучше познакомиться с учением Вайгеля по немногочисленной, но стоящей внимания литературе.

weigel
Вайгель В. Gnothi seauton. Nosce te ipsum. Познай себя, о человек!
Нойштадт,1618 (обложка книги)



Tags: познание мира
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments